Одним из направлений деятельности ООО «Центр тренажеростроения и подготовки персонала» является создание образовательных Космоцентров для молодежи.
Идея создания космоцентров в России родилась в Центре тренажеростроения и подготовки персонала в городе Новочеркасске, Ростовской области. Содержательная сущность этой идеи заключается в использовании инновационных технологий создания космических тренажеров для построения интерактивных аналогов пилотируемых космических аппаратов.
Используя 45-ти летний опыт создания широкого спектра тренажеров для подготовки космонавтов ООО «Центр тренажеростроения и подготовки персонала» в последние 15 лет разрабатывает и создает интерактивные тренажеры и аналоги космического транспортного корабля и модулей Российского сегмента Международной космической станции (МКС), симуляторы и динамические стенды для оснащения Молодежных образовательных космических центров (Космоцентров), Центров космического образования молодежи, авиакосмических музеев, планетариев и других познавательно-развлекательных центров.
Возможности Космоцентра позволяют посетителям любого возраста совершить на Земле полный цикл космического полёта на интерактивных аналогах – тренажерах и симуляторах пилотируемых космических аппаратов (ПКА) – от старта транспортного космического корабля «Союз-ТМА», его стыковки с МКС, работы на борту станции под руководством Центра управления полётами (ЦУП), спуска, приземления спускаемого аппарата корабля в сопровождении поисково-спасательного вертолёта.
Имеющиеся в составе Космоцентра программно-технические средства позволяют проводить различные виды занятий со школьниками, молодежью и взрослыми посетителями: теоретические, практические, экскурсионные, лабораторные, исследовательские, а также проводить тренажную подготовку.
В Космоцентре могут быть реализованы два основных способа (формы) организации работы с посетителями:
Организация разовых мероприятий (экскурсий, лекций, семинаров), обеспечивающих возможность ознакомления посетителей в процессе посещения с оборудованием Космоцентра, проблемами и объектами пилотируемой космонавтики.
Проведение образовательного процесса в рамках дополнительного образования школьников и студентов по программам дополнительного образования различной длительности и направленности, адаптированных к возрастным особенностям обучающихся.
Космоцентр – это специально сформированная образовательная среда, где школьники и студенты в интересной развлекательной форме познают новое, а реализуемая система образовательной деятельности позволяет получить дополнительные фундаментальные знания в области математики, физики, астрономии, механики, географии и экологии. В ходе посещения Космоцентра посетителя приобщаются к высоким технологиям, проникают в сущность создания наукоемкой космической техники и технологии. Поэтому, с не меньшим интересом, чем космонавты, Космоцентры посещают ученые, преподаватели школ и вузов. Для них важно увидеть, как научные разработки, новейшие технологии интегрированы в процесс образования, воспитания молодежи, как интерактивные методы становятся естественным способом приобщения современного поколения к инновациям.
Сложность космических тренажеров не пугает детей. Даже школьники младших классов очень быстро осваивают сложнейшую космическую технику, не испытывают ни малейшей робости перед ней, бурно проявляют эмоции, если им удается успешно осуществить «стыковку» на тренажере транспортного космического корабля «Союз-ТМА» с Международной космической станцией (МКС).
Большие образовательно-познавательные и развлекательные (игровые) возможности этого программно-аппаратного комплекса подтверждены оценкой самих космонавтов. Одиннадцать летчиков – космонавтов посетившие молодежный образовательный Космоцентр «Астрон» в городе Новочеркасске говорят, что оснащение его достойное и самое современное, а работа по дополнительным образовательным программам проводится на высоком уровне.
Создание в различных городах нашей страны Молодежных образовательных космоцентров и оснащение их программно-аппаратными комплексами, бесспорно, послужило бы серьезным вкладом в развитие человеческого капитала страны, реализацию молодежной политики и подготовки инженеров для нового времени.